Нетрадиционные формы учебных занятий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"СЛУЦКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная Проход по ссылкам навигации

Новости учреждения

17.07.2018
Радуга над Витебском

подробнее...

17.07.2018
Наши учащиеся в числе победителей и призеров областного фестиваля художественного творчества «Майский фест»

С 5 по 25 мая 2018 года проходил областной фестиваль художественного творчества «Майский фест».

подробнее...

04.07.2018
Вперед за новыми достижениями!

Учащиеся народной студии изобразительного искусства «Вытокi» (руководитель Шуманская Наталья Евгеньевна) Слуцкого Центра детского творчества приняли участие в подведении итогов Международного молодежного конкурса-выставки фотографий и рисунков «Мир ЕАЭС», которое состоялось 3 июля 2018 года в г. Могилеве.

подробнее...

04.07.2018
Новые успехи и яркие победы учащихся Слуцкого Центра детского творчества

подробнее...

26.06.2018
Cостоялось торжественное открытие лагерной смены «Магия кодов» детского оздоровительного лагеря «Улыбка»

«Координаты лета» под таким названием 26 июня 2018 года в Слуцком ЦДТ состоялось торжественное открытие лагерной смены «Магия кодов» детского оздоровительного лагеря «Улыбка».

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 223609, Минская обл., г.Слуцк, ул.Ленина, д.140

Телефон: 8(01795)28346, 8(01795)28348

Электронная почта:    cdt@sluskedu.unibel.by

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Нетрадиционные формы учебных занятий

Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь обучающихся в систему дополнительного образования. Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в образовательном процессе, позволяют удовлетворять разнообразные потребности обучающихся и дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности. Поэтому сфера дополнительного образования создает социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные качества личности, нормы социального общения, но и постоянно реализуются достижения и ценности науки, культуры, производства.

В учреждениях дополнительного образования детей возможности и специфика социально-педагогической деятельности позволяет объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы обучающихся - одарённых, имеющих физические недостатки.

Нетрадиционные формы занятия базируются на понимании обучающихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности обучающихся, их творческого потенциала и мотивационно - ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин.

Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и обучающимися; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности обучающихся; по структуре анализа занятия.

Нетрадиционные занятия - это неординарные подходы к преподаванию учебной дисциплины. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нетрадиционные занятия - это всегда праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности.

Нетрадиционные формы организации деятельности учащихся:

  • презентация предмета, явления, события, факта (описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях);
  • социодрама (сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений;
  • защита проекта (способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем;
  • философский стол (коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.);
  • чаепитие (обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает);
  • «Крепкий орешек»  (решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений);
  • занятие – письмо (философу, президенту и т. д.);
  • занятие – КВН;
  • занятие «Поле чудес»;
  • день добрых сюрпризов (упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость);
  • конверт вопросов (свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке);
  • выпускной ринг (отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми). 

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие: определение временных рамок; определение темы; определение типа занятия; выбор нетрадиционной формы; выбор форм учебной и воспитательной работы.

Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: специфика изучаемого курса и группы, характеристика темы (материала), возрастные особенности учащихся.

При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора: особенности и возможности выбранной формы; характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).

2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из: распределение обязанностей (между педагогом и учащимися); написание сценария занятия (с указанием конкретных целей); подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; разработка критериев оценки деятельности учащихся.

3. Проведение нетрадиционного занятия.

4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.